Производство и ремонт холодильных Атлант агрегатов компрессионного типа отличаются значительной технологической сложностью, но сравнению с ремонтом других электробытовых изделий. Сложность производства и ремонта таких агрегатов объясняется необходимостью тщательного обезвоживания всех материалов, деталей и изделий, входящих в герметичную систему агрегата, обеспечения надежной герметизации, удаления воздуха из агрегата и пр. При этом следует учитывать, что эффективно выполнить некоторые технологические операции в условиях ремонта намного сложнее, чем в условиях производства (например, осушка агрегата).
Разбирать и собирать герметичные агрегаты можно только при помощи сварки и паяния. Поэтому все предшествующие операции должны быть исполнены высококачественно, чтобы не било надобности в распайке и разрезке агрегата для его исправления.
Основные причины:
- Влага в системе.
- Засорение фильтра.
- Засорение капиллярной трубки.
- Частое срабатывание теплового реле.
- Утечка хладагента.
- Механически поврежден испаритель.
Устранение неисправности:
К замерзанию и закупориванию капиллярной трубки приводит появление в системе влаги. Эта влага, замерзая под воздействием низкой температуры, создает ледяную пробку, которая образуется, как правило, в месте, где капилляр соединяется с патрубком испарителя. Этому способствуют низкий уровень растворимости воды в хладоне, а также небольшой диаметр самой капиллярной трубки. В месте выхода капилляра в патрубок существуют постоянные условия низкой температуры и низкого давления, поэтому закупорка капилляра может произойти даже при наличии влаги в небольшом количестве.
Данную неисправность можно определить следующим образом: подогреть спичкой конец капиллярной трубки в месте ее соединения с патрубком испарителя, при этом должно послышаться шипение проходящего в испаритель фреона. Затем шум при работе холодильника прекратится.
Избежать замерзания капиллярной трубки можно прежде всего за счет качественной сушки холодильного агрегата, которая должна производиться при его заводской сборке и ремонте. Большое значение имеют также качество хладона и масла, которыми заполняется холодильный агрегат. Однако, даже если сушка была произведена правильно, влага может появиться как результат распада промежуточного продукта окисления масла в результате работы холодильника. В ходе длительной эксплуатации холодильного агрегата обмотки статора неизбежно перегреваются. В результате систематического перегрева изоляция обмоток обугливается и частично разрушается. Вещества, которые подвергаются разрушению, являются органическими и при их обугливании выделяется влага. При ремонте холодильника наряду с принимаемыми мерами по осушке хладона, масла, а также всех деталей холодильника, перед сборкой агрегата целесообразно применение особого вещества, которое способно активно связывать воду, появляющуюся в хладагенте.
Фильтр или фильтросушитель. Нагрев поверхности фильтра или фильтросушительного патрона, соединяющего змеевик конденсатора с капиллярной трубкой, должен быть таким же, как и нагрев последнего витка змеевика конденсатора.
Одинаковая на ощупь температура их поверхностей будет свидетельствовать о нормальном прохождении фреона через фильтр без дросселирования. В случае частичного засорения фильтра поверхность корпуса фильтра (фильтросушителя) в месте спая с капиллярной трубкой будет заметно холоднее.
Нет холода в холодильнике вызван засорением (закупоркой) капиллярной трубки. По капиллярной трубке жидкий фреон поступает из конденсатора в испаритель. При циркулировании фреона по системе в капилляре на стенках капилляра образовываются отложения, что то типа парафина, которые частично или полностью закрывают проходное отверстие капиллярной трубки, при этом для охлаждения морозильной камеры давления еще хватает, а для холодильной - уже нет.
Существует много мнений, при помощи каких методов с этим можно бороться. Продавливание капилляра при помощи насоса высокого давления - устранить дефект качественно и надолго практически невозможно, т.к. закупорка капилляра происходит из за налета по всей длине трубки, а не из за песчинки, которая застряла где то на выходе (ее возможно и получилось бы продавить).
Хотя капиллярная трубка не является отдельной запчастью для холодильника, а как бы входит в состав испарителя, тем не менее замена её возможна и является самым действенным и надежным способом ремонта. Замена капиллярной трубки эффективна на 100%, что кстати и рекомендует делать завод-изготовитель в случае ее закупорки.
Пускозащитное реле. Нарушение целостности пускового реле является причиной нестабильной работы холодильника. Как правило, пускозащитное реле выходит из строя по причине изношенности, но иногда неисправность является следствием проявившегося со временем заводского брака. Данная проблема устраняется путем замены неисправной детали. Признаком неправильного срабатывания реле является слабое гудение при включении, частое выключение и включение холодильника, иногда оттаивание испарителя. Для устранения этой неисправности необходимо проверить напряжение и убедившись ,что нет падения или повышения напряжения, проверить крепление реле. При нормальном напряжении нужно снять реле, отсоединив его, а затем включить электродвигатель напрямую. Если двигатель работает, поставить новое реле. При этом холодильник должен работать нормально. В противном случае необходимо измерить мощность электродвигателя и силу тока.
Для проверки пускозащитного реле необходимо снять крышку. В некоторых старых моделях отечественных холодильников она крепится защелками, которые можно просто отогнуть. Обратите внимание на схему пускозащитного реле, обычно они все устроены по единому принципу. Основные поломки — это заклинивание сердечника в катушке, пружины, поломка штока или обгорание (окисление) контактных схем.
Извлеките катушку, снимите контакты вместе со штоком и тщательно протрите устройство мягкой тканью со спиртом. Рабочие контакты надо зачистить наждаком, полезно также очистить шток, чтобы он свободно помещался в канале катушки. Если шток сломался, то его можно заменить самодельным из гвоздя 2,5х35мм, они держатся даже дольше обычных пластиковых штоков. Не забудьте только уточнить размеры штока для вашей модели холодильника. После проверки соберите реле обратно и подключите провода.
Если Ваш холодильник перестал морозить, определить вероятную причину неисправности не просто. В первую очередь необходимо убедиться работает ли сам мотор-компрессор. Если компрессор работает, в этом случае две причины, либо утечка хладона в системе, либо мотор-компрессор со временем потерял свою производительность. Если компрессор не работает то тут может быть масса причин: нет напряжения в сети, вышел из строя терморегулятор, вышло из строя пусковое реле, сгорели обмотки мотор-компрессора. В любом случае, необходимо вызвать квалифицированного мастера, который при помощи специальных приборов быстро обнаружит неисправность в Вашем холодильнике и у которого всегда есть в наличии необходимые запасные части оригинальные или аналоги.
Итак, свет горит, холодильник работает, но не морозит – причины – утечка хладагента. Через трещину, появившуюся от неаккуратного обращения, либо через микротрещину (от того же, либо брак заводской) фреон покинул систему, оставив внутри воздух, от перегонки компрессором которого появляется только жара от нагретого мотора.
При утечке фреона конденсатор, который в норме должен нагреваться (до 70°С), остается холодным даже при продолжительной работе компрессора. Обнаружить место утечки фреона самостоятельно тяжело – для этого необходимо слить хладагент из системы и под давлением закачать в систему воздух. В месте утечки струя воздуха будет ощутима.
Не торопите процесс оттаивания морозильной камеры, устраняя обледенение чем-то острым. Таким способом очистки можно повредить испаритель. А если все-таки это случилось, срочно вызывайте мастера. К его приезду необходимо подготовить холодильник к осмотру и возможному ремонту. Прежде всего, необходимо отключить холодильник от электрической сети и ни в коем случае не включать его до прибытия мастера, чтобы не допустить попадания влаги в мотор-компрессор. Если влага не попала внутрь системы Ваш холодильник можно еще спасти. В случае серьезного повреждения морозильной камеры или в результате попадания воды (влаги) в холодильную систему при работающем двигателе необходим будет более серьезный ремонт, степень сложности которого определит мастер.